Сайт Православной Иконы
Православная
Икона
Интервью с Эмили ван Taaк по случаю презентации книги
«ИКОНОГРАФИЯ ЦЕРКВИ ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ И ТВОРЧЕСТВО ЛЕОНИДА А. УСПЕНСКОГО И ИНОКА ГРИГОРИЯ (КРУГА)» 
ведёт о. Николай Озолин
(10 февраля 2001 г.)
L’iconographie de l’йglise des Trois Saints Hiйrarques
Сайт Православной Иконы
Православная
Икона
 

Эмилия ван Таак ученица Леонида Успенского, с 1998 г. возглавляет иконописную мастерскую свв. Апостолов при Западноевропейской епархии Сербской Православной Церкви, под омофором епископа Луки.
Отец Николай: Поскольку Вы публикуете эту книгу по случаю юбилея прихода, существует ли более глубокая связь - помимо того, что образы украшают стены церкви - между отмечаемым событием и образами, созданными этими двумя иконописцами?
- Связь составляет саму суть Предания! Что есть Предание? Как однажды сказал митрополит Иоаннис Зизюлас в проповеди на праздник Священномученика Харлампия, « Предание есть  Крест ».
Основатели прихода вместе с Леонидом и о. Григорием последовали слову Христа, обращенному к богатому юноше: « если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим… и приходи и следуй за Мною  »; они отказались, как бы сказали сегодня, от « истэблишмента » и « политической корректности », то есть отказались от самих себя, взяли Крест свой и последовали Христу. И Господь взамен дал им Духа Святого Своего: « Дай крови своей и прими Духа ».
В них Предание проявилось, как живое предание: богословие, духовность, каноническое право, монашество, музыка, литургия, история, создание образов, скульптура, пастырская деятельность, архитектура – стоит задуматься о том, как образы, созданные отцом Григорием вписываются в современную архитектуру (см. также Муазне - Moisenay) – со святостью и оригинальностью, которые редко достигаются. Жизнь, образ жизни, также созданы Преданием.
Отец Н.: В первой части этого репортажа Вы говорили о практике иконописи, которую надо раскрыть для себя при рассмотрении их произведений. О чём здесь идёт речь?
- Истинная икона никогда не является воспроизведением застывших форм. Владыка Каллистос Уэр недавно писал, что существует две категории богословов: те, которые обладают видением Бога и те, у которых его нет. Только богословы первой категории знают, о чём говорят, тогда, как другие должны со смирением воспроизводить то, что услышали. Точно то же самое происходит и в отношении иконы, одни « списывают », другие « изобретают ».. Однако икона и та практика иконописи, которой нас учат ей эти два иконописца, позволяют нам внести небольшое уточнение в утверждение Владыки Каллистоса: даже в том, что, по-видимому, является воспроизведением - или, скажем, если речь идёт об иконе - в том, что, по-видимому, представляет собой список - должно присутствовать живое творческое воплощение, даже при абсолютной скромности и полной незаметности.
Для тех, кто обладает этим видением, как и для тех, у которых этого видения нет, основанием является духовная жизнь. Творчество возможно, только если она наполняется более глубоким содержанием. И благодаря тому,  что она наполняется более глубоким содержанием,  совсем скромный список  может тоже превратиться в произведение, исполненное жизни и плодотворной силы. Все это также применимо к богословию. Характер творчества  этих двух иконописцев, вызывающий порой некоторую растерянность, объясняется тем, что они в полной мере относятся к ХХ веку и в полной мере традиционны, православны « независимо от времени ». Всё это предполагает наличие « Новизны Духа » - и при создании, и при понимании его, в некоторой мере. Как говорит Апостол Павел, «… где Дух Господень, там свобода. » Иконопись Отца Григория, в особенности, является выражением этого послушания Духу Святому, который и есть Свобода. Поэтому то, что он представляет нам, есть свет Царствия, тот самый « чудный свет », который упоминается Святым Василием Великим в Литургии.
Отец Н.: По всей видимости, суть иконы в итоге предстает в новом свете (?)
- Именно! Икона, таким образом, не только соответствует апостольскому учению, но и сама по себе является апостольским учением!     Иконописец позволяет нам самим осязать, видеть и созерцать то, « что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши (…) и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам… » таковы слова от святого Иоанна - то, к чему прикоснулся иконописец, то, что он видел и созерцал... Икона, таким образом, являет собой апостольство и Евангелие, Благую Весть!
Отец Н.: В наши дни термин « духовная жизнь » достаточно расплывчат… Каким образом следует нам понимать его?
- Как говорил Архимандрит Софроний, истинная духовная жизнь не может не быть аскетической, богословской и церковной. Это предполагает наличие не только бытийного, но и догматического и канонического сознания. Таким же образом и икона должна отличаться верностью во всех отношениях: с точки зрения богословской - в том, что она означает, с точки зрения духовной - в том, что она выражает собой, и с точки зрения пластической - в том, что она изображает. Именно в этом заключается основа различения, необходимого как для нашего спасения, так и для иконописи. Это также позволяет иконе не представлять собой творение человека,  будь то творение, соответствующее какому-либо теоретическому учению о Христианстве, а Откровение, наподобие Священного Писания!
Отец Н.: Что Вы имеете в виду?
- Икона есть передача объективного внутреннего видения, видения грядущего мира - не в том облике, в котором « представляет » его себе пусть даже и Святой человек, а в том, в котором ему Сам Дух Святой открывает его, в котором Он позволяет его увидеть…  Это Христос, живущий в Нем!
К предыдущей странице